«Дышат в унисон, поэт и режиссер…»

Режиссер Андзор ЕмкужПроизошло знаменательное событие: в Майкопе состоялся спектакль на тему отдаленную по времени и расстоянию от места событий – спектакль «Кровавая свадьба» по пьесе Федерико Гарсия Лорка, посмотрев декорации которого, я тут же на месте, потрясенно сказала подруге: - Все гениальное непросто!

Гладь пруда, в котором мы пребываем, всколыхнулась и сомкнулась…

«На каждого мудреца довольно простоты»,

Но от гения мы требуем, наверное, слишком многого.

Хотя, на то он и гений, что с него взыскивается по полной. 

 

«Прочтя от корки до корки

Шедевры Гарсия Лорки,

Глазами Емкуж Андзора

Прозрела истину я

Из склепа забвения Лорка

Медиум-Емкуж Андзором

Под звуки гитары, бубна,

Под грохот барабана

Приблизились мы к балагану

Лорки «Ля Барака».

Разница в изысканности

В продуманных деталях

В том уваженьи к поэту,

Что проявил Анздор:

Нет для него деталей,

Нет для него неважных -

Все было страстно подано

На зрительский просмотр!

И труппа вдохновенно

Сыграла эту драму,

Плюнув на все препоны-

Местные заморочки

Дышали страстью речи

Невесты и Леонардо,

Нищенки и Луны…

Зал слушал взирал, терзаясь

В ожидании развязки

Зрители себя не помнили,

Телефоны и «хьайнапэ»…

Сказочные детали:

Столы, что сверху спускали,

Фата цвета свежей розы,

Цвета целомудрия,

Прозрачная и чистая

Как чистота небес,

Кстати, спускалась с небес!

И это целомудрие,

Такое уж пресловутое,

Такое уже ненужное,

Такое уже неважное,

Ценою жизни мужа,

И жизни чужого мужа -

Бальзамом на раны матери

Никак не назовешь!

Посредник между Лоркою

И труппою на сцене

Неистовый Андзор!

Боец против вялости

И рыхлости

И тупости

Создатель- режиссер…

 

Сердце матери - вещун, и оно неспокойно: каждую минуту она помнит, что ее старшему было бы 22, но люди придумали ножи… и это ее мучает, ее сердце истерзано…она не проглотит ни кусочка в гостях у Феликсов. Она пытает будущую сноху, осознает ли та, что значит выйти замуж: «муж, дети и – Стена!..»

Лорка хотел сопровождать свадьбу гитарой, барабанами, бубнами, - режиссер следовал этому, у нас надолго осталась на слуху эта музыка. А также, зрителя настораживает фраза:

- У Леонардо плохая кровь… Еще прадед убил человека, и от него пошло племя вероломных убийц. Предвиденье несчастья заложено, зритель трепещет в ожидании. У Лорки мистика довлеет над реальностью, над событиями все предвещает и сопутствует несчастью:

Луна жаждет согреться кровью, еще непролитой, но ожидаемой, Нищенка – ходячий символ смерти предвещает гибель чью-то неминучую.

Дело не в том, что убиты Леонардо и Жених, а в бессмысленности их смерти, смерти отца и брата Жениха. Но поэт, вновь и вновь твердит нам, что Любовь и Смерть неразделимы. И Жизнью, и Смертью своей он доказал эту Истину:

Горячая бескорыстная Любовь к Правде, Истине, к Испании принесла Смерть преждевременную. Теперь я знаю, и вы тоже знаете тайну – горькую кровавую тайну его творчества, нам уже незачем мучиться вопросом:

- Почему? Зачем? Все зависит от того, насколько глобальна была эта любовь:

- Любовь, объединяющая людей в высоком искусстве, какого бы оно ни было происхождения и осуществления: в стихах, в картинах, музыке или скульптуре,- настолько и величие его смерти, - это та смерть, которая потрясла Планету.

Мы только можем благодарить Провидение:

Молодой режиссер Андзор Емкуж возродил память о великом, гениальном Поэте и Драматурге, который так упорно своим творчеством провозглашает ИСТИНУ от ПОЭТА:

- Любовь и Смерть неразделимы! Поэт не отказался от любви к Испании, и ко всему тому, что единяет людей, а не разделяет. Любовь любви – рознь. Что эта за уродливая любовь к Испании, которая принесла смерть шести тысяч за три года людей, задействованных в науке, образовании, религии, в искусствах!

Прожить жизнь на одном дыхании – это значит, не изменяя своим идеалам остаться цельной натурой, - так прожил – так вдохнул, а выдохнул под расстрелом Федерико Гарсиа Лорка. Только то, что опирается на мифы и фольклора своего народа находит бессмертие; об этом свидетельствуют примеры из истории литературы бессмертны: Сервантес, Маркес, Шекспир, Лопе де Вега, Ф.Г. Лорка…

Мы рассматриваем драму «Кровавая свадьба», которая несет в себе духовный колорит и местный колорит. Местный колорит поверхностен, он виднее всякому неискушенному зрителю: свадьба; умыкание невесты; погоня, атмосфера неминуемой развязки типичной для Испании с ее строгими высокими требованиями к невесте, последствия для нарушивших – смерть! Но, к сожалению, не невесты, - женщин щадит кинжал; позор смывается позором мужчин… Хотя лучше смерть, ведь горше смерти остаться вечной невестой со свекровью – в вечном трауре по уже троим жертвам: мужа и двоих сыновей, павшим от рук мужчин рода Невесты, - Феликсов.

Духовный же колорит, веющий над спектаклем - рок заложенный, двойственен, он не властвует над героями, вдруг ни с того ни с сего, а заложен в них самих, возможно на генном уровне, - в их реализации свободы выбора.

Впечатления, оставшиеся навсегда от спектакля: артисты читают текст с внутренней экспрессией, бережно, особо подчеркивая важность этого стиля, речитативом почти на одной и той же тональности, что прекрасно обусловленно согласуется с условностью декораций, со всем замыслом и идеей спектакля, что сила страсти не в силе звуков речи и не в обилии жестов. Страсть игры актера, как в сжатой пружине, большая страстная сила артиста постепенно, медленно истекает в речи, как в расслаблении пружины артист раскрывается…

Спина к спине Леонардо (Анзор Кабехов) и Невеста (Маржана Нехай), образуют скульптурную композицию. Застыли застигнутые в пике страсти, встречи, она врезается в память зрителей. Мы верим: все, что происходит непреодолимо, поскольку предначертано. Безрассудство страсти руководит поступками Леонардо и Невесты независимо от последствий.

Какое же страшное проклятье над родом Феликсов висит, что самое мирное, несущее счастье событие непреодолимо привлекает смерть, приближение которой «… кровавый шепот предвещает..» - Вот-вот это случится, зритель и не рад, что так силен эффект его, зрителя эффект причастности к разворачивающимся событиям, и совестно, что сидел и ничего не смог сделать, чтобы сохранить жизнь последнему сыну, ведь вот-вот оборвется ее род, ее – надежда – Матери!

5 июня 1998 года Ему исполнилось бы 100 лет, 2018 120-летний юбилей:

Художник, композитор, поэт, нес в себе непостижимую тайну «Самой печальной радости - быть поэтом». Многие его друзья писали стихи, печатались, он был поэтом - бессребренником – организатором «Ля Барака» - балагана, он нес простым людям глухих селений испанскую классику, сам сочинял музыку, рисовал костюмы и декорации:

- Пусть установятся между людьми

Духовное единение любовное общение,

- Ведь это к нему стремится СЛОВО

КИСТЬ,

РЕЗЕЦ

И ВСЕ ИСКУССТВА…

В преддверии кровавой Хунты Лорка не примкнул ни к одной полит/партии – выбор его был предопределен призванием:

- Гранада научила меня быть с теми, кого преследуют с: цыганами, неграми, евреями, маврами. Я всегда буду на этой земле с теми, у кого ничего нет. Мы «интеллигенция» призваны принести жертвы (у Лорка был диплом юриста).

«Смерть интеллигенции» - был первый лозунг Хунты…

- Я испанец до мозга костей, но мне ненавистен всякий, кто считает себя выше других по одному тому, что он испанец.

- Я брат всем людям, и мне отвратительны те, кто любит Родину в слепую, приносит себя в жертву пустым националистическим идеалам.

1936-ом расстреливают врачей, юристов, преподавателей, ученых - арабистов, журналистов, архитекторов, педиатров, - трупы сваливали у кладбищенской стены в яму, сторож кладбища сошел с ума от душевной пытки… Шесть тысяч жертв за три года!

Невозможно представить, что поэта постигла та же участь, но Его расстреляли у «Айданамар» - «источника слез», планета долго не верила в его смерть, настолько была беспощадна, бессмысленна, невозможна эта весть об этой смерти.

И родилась Легенда о спасении Лорки, которая согревала сердца. Жгли книги всенародно на площади Гранады…

Восемнадцать лет стихи его ходили в списках, их пели, знали наизусть, а в 1954 только издали драмы и стихи, писали о его творчестве…

Он любил Испанию в песнях,… а именно в искусстве андалузского пения – Канте Хондо – глубокое пение, - одна из древнейших в Европе песенная культура: одноголосое восточного склада с оттенками арабской и индийской мелодики, - Лорку восхищало это искусство.

- «Оно глубоко, глубже всех бездн и морей, и много глубже сердца, в котором звучит, и голоса, в котором воскресает – оно бездонно!

С незапамятных, над могильниками веков и листопадами бурь идет от первого плача и первого поцелуя!» Так изысканно восхищался он этим сольным пением.

К чему я клоню: в память о поэте Ф.Г.Лорке надо бы, чтобы это пение звучало, как реквием о пламенном поэте, великая любовь которого к Испании трагически прервалось, потому, что он был защитником всего преследуемого кровавой Хунтой. Свое кредо он объявил еще до этих трагических событий быть сторонником тех, у которых нет ничего: цыган, негров, мавров, евреев…

Близнец. Талисманы - символы Близнецов: маска, рука, звезда.

Влияние: Меркурий, Юпитер – «…умны, обладают интуицией, склонны к искусствам, бескорыстны» талант: зашкаливает за пик. Добрюша – последнюю рубашку отдаст; коммуникабелен, харизматичен, незаземлен, целеустремленность: делает не раздумывая; способен собирать вокруг себя дружественную аудиторию…

Как актуальна и сегодня эта тема фашизма-нацизма, по этому поводу с Ф.Г.Лорка перекликался Юлиус Фучик:

«- Люди я любил вас, будьте бдительны!» Эти слова запросто можно вложить с уста Лорки, плагиата не будет…

 

Благодарный зритель Клара Худовна Тазова-Катаева

 

Добавить комментарий